Правильное произношение


Правильное произношение
21.10.2009

Ранее уже говорилось, как важно создать прочную связь образа со звуком. Слыша звук, узнавать слово и соответствующий ему образ или читая слово, правильно его произносить и одновременно понимать его значение, автоматически ассоциируя с образом. Это является сложным этапом в освоении иностранного языка. Развивая навыки произношения и восприятия на слух, мы одновременно повышаем свои способности к восприятию и воспроизведению речи..

Во время разговора с собеседником необходимо хорошо понимать, что он говорит, а чтобы он вас понял, вы должны говорить с правильной интонацией. Только одного правильного произношения и хорошей артикуляции недостаточно, люди слышат в первую очередь интонацию. При слабом развитии речевых навыков, вам никогда не удастся добиться того, чтобы собеседник хорошо понял, что именно вы ему хотите сказать, а вы в свою очередь поняли, что он хочет вам сообщить. Поэтому выработка правильного произношения является обязательным элементом языкового образования. Только выработав всё вместе: правильную интонацию, хорошую артикуляцию; выучив правильное произношение слов, научившись хорошо различать на слух звуки чужого языка вы сможете считать вашу задачу по овладению разговорной речью решённой. 

В России в английских школах с начала обучения занимались с учениками артикуляцией, учитель показывал, как правильно артикулировать. При чтении текста стрелками вверх или вниз указывалась правильная интонация. Правда в старых методах изучения языка, при обучении языку в школе специально не занимались выработкой навыка восприятия на слух. Считалось само собой разумеющимся, что ученик сам должен хорошо различать звуки, улавливать интонацию и овладевать этим читая вслух, слушая учителя или лингафонные записи.

Во многих учебниках мы видим в первой главе весь фонетический курс и только в последующих всё остальное. Существуют учебники в которых фонетика дана в каждом уроке. Что же является более эффективным, отработать произношение в начале обучения или заниматься этим равномерно во время всего периода обучения. 

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Если сосредоточиться в начале обучения на фонетике, то будет потеряно время, за которое можно было бы уже научиться простому разговору. Теория, объясняющая и описывающая артикуляцию не проста, и её изучение скучно и занимает много времени, так что это может совсем отвратить от изучения английского языка. Если же совсем не заниматься отработкой произношения, то потом наверстать будет очень трудно, так как нагрузка по мере изучения языка будет увеличиваться. Всё-таки оптимальным вариантом педагоги считают работу над произношением и пониманием речи на слух в течение всего языкового курса, но работать над этим нужно на разных этапах по-разному. Вот такая штука!

Как же распределить отработку произношения? 
Для начала, на первом этапе обучения, как уже говорилось ранее, нужно громко произносить одни и те же фразы, диалоги по многу раз, независимо от того, правильно ли вы их произносите с первого раза, повторив за учителем или записанным голосом. Ещё лучше, если эти диалоги записаны на видео. Язык нужно не только слышать, но и видеть ситуацию, жесты, вообщем всё, что сопутствует разговорному общению. «Семь раз отмерь, один раз отрежь», - говорится в поговорке. Так и здесь не меньше, чем семикратные повторения, необходимы, не только для запоминания произношения, но и для возникновения четкой связи между возникающим в голове образом и иностранным словом, фразой. Таким образом возникает автоматизм. Далее учащийся уже не думает, как произнести слово. Повторять нужно сначала сразу после каждого услышанного звука, потом после каждого слова и после каждой фразы. Это называется активным слушанием. Если же произнесение какого то звука не получается, то нужно смотреть артикуляционное правило, разобраться почему не получилось правильно произнести звук. В английском языке важно правильное положение языка и движение губ. Как именно артикулировать можно посмотреть на картинке или это может показать преподаватель.


Отличие языкового обучения в России и за границей состоит в том, что у нас показывают, как артикулировать, а у них этим не занимаются. Считают, что ученик должен слышать, видеть и сам правильно повторять. Артикуляцией занимаются только логопеды. В этом плюс занятий на курсах в России. После объяснения учителя, как артикулировать, даже слабослышащий человек сможет правильно произнести звук. Такое активное слушание позволит перейти к следующим упражнениям на правильное восприятие английской речи на слух. Для этого, на первом этапе обучения, кроме активных занятий, хорошо помогают и пассивные, заключающиеся в просмотре фильмов на английском языке, пусть даже без понимания английской речи. Это вызывает привычку слышать английскую речь.

При обучении в группе помогает повторение звуков, слов и предложений хором. Это не только экономит время на занятиях, но и помогает снять языковый барьер. Языковый барьер возникает, даже при отработанном автоматизме речи, из-за того, что человек стесняется произнести непривычные звуки, стесняется своего произношения. Привыкнув к их произнесению в присутствии большого количества людей, вместе с ними, учащийся избавляется от всех комплексов. Ещё чтение вслух и отработка при этом произношения помогают сразу лучше понять отличия иностранного языка от родного, избавиться от акцента. Если просто читать текст, один раз вслух или вообще не произнося его, то всё внимание будет сосредоточено только на переводе текста и понимании текста в соответствии с пройденными грамматическими правилами. При этом отличие звуков иностранного языка от родного не осознаётся. Ученик просто читает иностранные слова по-русски, в то время как его цель, как попугай имитировать звуки английской речи. 

На втором этапе изучения языка, нужно не форсировать развитие речевых навыков, а продолжать лишь поддерживать уже приобретённые. На этом этапе большое внимание нужно уделить изучению грамматики и расширению словарного запаса, что требует полного сосредоточения на этом. Чтобы не допустить излишнего напряжения, желательно сократить фонетические упражнения до степени, которая не позволяет потерять навыки. 

На последнем этапе изучения языка, когда вся грамматика пройдена, остаётся только расширять словарный запас и тренировать восприятие на слух. Конечно, на этом этапе ученик уже свободно читает неадаптированные английские тексты с более сложными предложениями, и может потребоваться вспомнить грамматику. Но это уже не будет занимать много времени. На этом этапе опытные преподаватели советуют каждый урок начинать с фонетических упражнений. Эти упражнения сразу настроят на восприятие английской речи и помогут перейти с русского на английский язык. После этого, перейдя например, к просмотру фильма, понимать его будет легче, т.к. слух уже настроился на английскую речь. Привычные занятия на этом этапе уже не нужны. Чтение интересных текстов, прослушивание песен, интересных записей и т.п., даже если это делается с целью пополнения словарного запаса, - занятие увлекательное и совсем не похожее на скучные уроки, а небольшая фонетическая разминка лишь подогреет интерес. Уж не говоря об общении на языке. Общение на английском при его знании, это такой же естественный процесс, как и разговор на русском языке, не вызывающий напряжения и усталости. Одновременно приходит умение пересказывать сложные английские тексты, бегло читать вслух. В то же время, серьёзная работа над языком не прекращается и на последнем этапе, она переходит в мыслительную форму. Ученик уже не механически заучивает то, что ему даётся на уроках, а начинает самостоятельно думать о языковых конструкциях, думать на английском языке. Звуковая среда родного языка уже не вторгается в этот процесс. Мозг в состоянии полностью переключиться на английский язык. Работа ещё в состоит и в том, чтобы научиться легко переключаться с одного языка на другой. Это даётся только тренировкой. Тренировка на переключение заключается в том, что несколько фраз проговариваются на английском, потом несколько на русском, и т.д. Важно, чтобы в английские фразы не вставлялись русские слова и наоборот. Нужно заранее определить тему и говорить на эту тему, чередуя английские и русские фразы. 

На этом этапе приходит осознание того, что появилась возможность использовать английский язык профессионально. А ради этого стоит ещё немного потрудиться, но не стоит пугаться этого. После того, как вы уже начали говорить на английском, всё идёт как по маслу!

Другие статьи

Обучение английскому через скайп11.09.2011

Каждый образованный современный человек должен знать английский язык. И это не пожелание, а необходимость, потому что сегодня многие организации уже не принимают на работу специалистов, не владеющих английским. Однако далеко не каждый может найти время, чтоб посещать специализированные курсы английского языка. Именно для таких людей и был разработан по-настоящему удобный способ обучения, который сэкономит деньги и время – речь идет про обучение английскому через скайп.

Mелодика английского языка23.03.2010

Mелодика английского языка

Под мелодикой понимают последовательное изменение в высоте тона различных слогов предложения. Это изменение в высоте тона в зависимости от общего направления его движения в предложении может быть нисходящим, восходящим и ровным. В английском языке выделяют два основных тона:

Английская интонация23.03.2010

Английская интонация

Вы можете понимать быструю родную речь? Сколько часов практики вы имели, слушая свой родной язык? Сотни тысяч. Поэтому вы понимаете его. Таким образом, вам действительно только кажется, что вы не понимаете английскую речь потому, что англичане говорят слишком быстро. Вам нужна практика. Необходимо начать слушать английский язык, нужны сотни часов аудирования.

Ударение в английском предложении23.03.2010

Ударение в английском предложении

Словесное ударение. Выделение в слове одного или двух слогов среди других называется словесным ударением. В двусложных словах часто встречаются два ударных слога: один слог имеет главное ударение, а второй — второстепенное. Если в многосложном слове только один ударный слог, то это, как правило, третий слог с конца. В сложных существительных ударение, как правило, падает на первое из составляющих слов.

Особенности произношения19.10.2009

Особенности произношения

1-ая особенность английского произношения: Как говорится в известной шутке, англичане произносят Манчестер, а пишут Ливерпуль. Кажется, что правописание в английском языке не имеет ничего общего с произношением. Произношение обусловили жизненные обстоятельства, а правописание было создано далёкими от жизни грамотеями, видимо запертыми в монастырях. Английское произношение надо услышать: только читая, представить его невозможно.

Звуки английского языка28.07.2009

Звуки английского языка

В отличие от русского, английские звонкие согласные в конце слова не становятся глухими. Например, в слове rub [гʌЬ] должно звучать четкое [Ь]. В слове good [gud] так же четко произносите звук [d], а в слове dog [dog] звук [g].

звуки и слога28.07.2009

звуки и слога

Несмотря на всякие неправильности, в целом, в английском языке есть простые правила чтения. Гласные буквы в открытом слоге, под ударением, звучат так, как они называются в алфавите. А что такое открытый слог? Это такой слог, который состоит из одной гласной буквы, как например, а в слове acorn ['eiko:n] (желудь).