Подробнее о выборе методики


Подробнее о выборе методики
19.10.2009

Сейчас широко рекламируются различные чудесные методы, с помощью которых язык можно выучить якобы за 3, 2, а то и 1 месяц. На самом деле, особенности человеческой памяти таковы, что подобные сроки изучения языка совершенно нереальны. Ниже перечисляются эти пресловутые методы.
1)    Метод обучения во сне
Этот метод действительно научно-обоснован и даёт результаты. Единственное, если просто включить запись и прослушивать ее перед сном и во сне, это не даст никакого результата. Дело в том, что существуют разные фазы сна, и мозг воспринимает сигналы извне во время определённой фазы и через определённые промежутки времени. Существует специальная аппаратура, которая улавливает сигналы мозга и определяет, в какой момент мозг может воспринять информацию извне. Это - аппаратура для лабораторий и не может быть установлена дома. Кроме того, ещё и для самого прослушивания записи во сне нужна  сложная аппаратура. Этот метод используется только для экспериментов, и из-за дороговизны и сложности никогда не будет предложен для широкого использования.
      2) Метод 25-ого кадра.
Этот метод широко рекламировался одно время. Продавались сначала на видеокассетах, а потом и на DVD, фильмы, в которых быстро мелькали  слова с переводом и использовался 25-й кадр. Скорость движения киноплёнки 24 кадра в секунду, добавить ещё один кадр так, чтобы он был незаметен зрителю технически сложно. И непонятно, возможно ли это вообще. Тем более неизвестно, оказывает ли это влияние на подсознание, происходит ли при этом бессознательное запоминание слов. Во всяком случае, известно, что эффективность этого метода низкая и, кроме того, у использующих его отмечались головные боли и плохой сон.
      3) Метод пилот-сигналов.
Пилот-сигналы добавляются к лингафонной записи с целью воздействия на мозг. Они якобы имеют такую частоту, которая имеет влияние на процесс усвоения информации. Прослушивание языковых лингафонных курсов с пилот-сигналами и без сигналов давало совершенно одинаковый результат. С целью увеличения продаж  лингафонных курсов этот метод очень широко рекламировали, и он одно время имел успех, но люди быстро заметили, что дешевле купить курс без пилот-сигналов, а результат будет тот же самый.
 Возможно ли улучшить память и сократить тем самым время изучения языка?
Рекламировались таблетки, улучшающие память, помогающие в процессе учёбы.
Действительно, такая таблетка улучшает кровообращение и проводимость нейронов. Если человек хочет  сосредоточиться на чём-либо, чтобы запомнить, такая таблетка может быть и поможет ему в этом. То есть, она помогает тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания. А возможности памяти она не улучшает. Ведь наш мозг не стремится запоминать абсолютно всё. Иначе мы помнили бы очень много плохого. Мозг со временем избавляется от плохих воспоминаний, чтобы поддерживать организм в здоровом состоянии.
А какие методики изучения  языка можно порекомендовать детям? Этот вопрос не даёт покоя многим родителям.
Чтобы ответить на него, нужно понять, как функционирует память человека. В начале девятнадцатого века было сделано открытие. Оно состояло в том, что установили, что, когда человек запоминает что-либо, он будет это помнить в первоначальном виде не более пятнадцати минут. Затем в голове остаётся лишь часть полученной информации, примерно 30%. И в последствии даже эти 30% бывает трудно вспомнить. Чтобы информация удержалась хотя бы сутки, ее нужно через пятнадцать минут опять повторить. Для окончательного запоминания информацию надо повторить ещё через сутки. Впоследствии можно подзабыть какие-то мелкие детали, но потеря информации будет весьма незначительной. Педагоги вряд ли об этом знают и это используют. В университетских педагогических программах, в курсе психологии, это не изучают. Учащиеся пользуются во всю шпаргалками и не пишут сами курсовые, скачивают готовые из Интернета. Повысить успеваемость учеников, можно лишь глубоко разбираясь в психологии. Педагогическая наука тоже имеет большое значение, но мастерство педагога связано со знанием психологии. На основе знания психологии и педагогики вырабатывается методика обучения. Если в учительском образовании будут основную часть занимать психология, педагогика и методика обучения, то на сам основной предмет останется не много времени. Но выучить его студент, владеющий вышеперечисленными предметами сможет быстрее.



 Теперь о памяти.
Человек, например, не может превратиться из экстраверта в интроверта, а вот развить в себе черты другого типа характера может. Так же и с памятью. Один тип памяти, от рождения развит лучше, другой хуже и это изменить нельзя, но можно использовать именно свой тип памяти при обучении, то есть использовать соответствующую методику. И не зависимо от типа памяти можно добиться превосходных результатов. Одновременно с изучением языка, благодаря постоянной тренировке, можно развить и другие типы памяти из существующих четырёх, эмоциональной, зрительной, тактильной или двигательной и слуховой, в зависимости от ваших потребностей.
Бывает, что изначально развиты 2, 3, а то и все четыре вида памяти. Кроме того, как было сказано выше, другие типы памяти развиваются в процессе изучения языка. В результате происходит взаимодействие этих видов памяти. Например, зрительная память активизирует тактильную, эмоциональная тактильную и т.п. Или же образуется цепочка. Вариантов здесь может быть множество, до нескольких сотен, так как каждый вид памяти имеет ещё и подвиды, и кроме того, встречаются и заболевания, вызывающие частичную потерю памяти. В зависимости от этих комбинаций типов памяти, человек по-разному воспринимает мир, по-разному происходит его общение с окружающими. Также и при запоминании, большое влияние будет оказывать то, как преподнесена информация. Один человек не запомнит то, что запомнил другой.
 Значит для каждого нужно подобрать свою оптимальную методику обучения, и это возможно, так как любой запомнит то, что ему правильно преподнесено.
 Представим себе это упрощенно. Вот, предположим, человек хорошо запоминает на слух. Значит ему нужно слушать записи, телевизионные и радио передачи, слушать учителя и самому побольше повторять вслух полученную информацию. Тем у кого лучше развита зрительная память лучше использовать учебные пособия с иллюстрациями и схемами, смотреть фильмы на иностранном языке с субтитрами, новые слова нужно по много раз перечитывать вслух , чтобы запомнить произношение, так как только на слух эти люди запоминают плохо.
А вот людям с развитой тактильной памятью придётся много писать , раскладывать карточки со словами в нужном порядке, использовать КПК с тактильными экранами и перетаскивать пальцем слова в нужное место, использовать пантомиму. Помогает в этом случае и объяснение пройденного материала другому ученику.
А в реальности, так как мы имеем дело с комбинациями типов, все эти методы нужно сочетать друг с другом.
Даёт быстрый эффект комбинирование чтения с прослушиванием . При этом задействуется и зрительная, и слуховая память. Даже письменное упражнение после проверки и, убедившись в правильности выполнения, лучше прочитать вслух, записать на диктофон и потом прослушать свой голос. Так же и с грамматическими правилами. Не только читать про себя, но и слушать, смотреть схемы.
А вот с тактильной памятью многим не всё понятно. Это понятие было не часто на слуху. Во многих пособиях делается упор на зрительную и слуховую память. Хорошей тактильной памятью обладают многие люди. Бывает, что мы не можем вспомнить свой пароль на компьютере, а когда садимся за него пальцы сами набирают пароль. А сколько более простых примеров из нашего быта. Переложили предметы на новое место, а руки ещё долго тянутся к прежнему. Использование клавиатуры тоже требует тактильной памяти, пальцы запоминают расположение клавиш.  А самое главное при  изучении языка то, что голосовые связки, мышцы языка и губ запоминают артикуляцию при произнесении звуков. Поэтому люди говорят на иностранном языке с акцентом. В их тактильной памяти на первом плане всегда остаются звуки родного языка. Вспомните грузинский акцент. Конечно, тут ещё влияет и строение речевого аппарата. Известно, что у людей разных национальностей, может быть разное строение челюсти, носа, горла и речевых органов. Но различия не столь велики, чтобы прямо влиять на произношение. Тут больше играет роль то, что людям с определённым строением речевого аппарата, легче произносить определённые звуки. Люди с разным строением речевого аппарата, могут произносить одинаковые звуки, но им легче  произносить другие, свойственные их строению речевого аппарата, поэтому они их и запомнили. Переучиваться сложно. Нужно, чтобы речевой аппарат запомнил новое произношение. Начиная изучать язык, нужно обратить внимание на положение языка и губ, при произнесение каждого звука, описанное в учебнике, прослушать каждый звук и каждое новое слово и беззвучно подвигать губами и языком, чтобы найти их правильное положение. После этого можно проговаривать звук или слово вслух. Сделать это нужно  не менее десяти раз, чтобы в мозге возникла устойчивая связь между словом и соответствующими ему движениями мышц.  Так можно полностью избавиться от акцента.
Про эмоциональную память можно сказать вполне обоснованно, что это самая крепкая память. Этому виду памяти посвящено много психологических статей. Психологи и педагоги считают, что именно ею нужно пользоваться в первую очередь при изучении языка.
И не удивительно. Люди прекрасно запоминают и воспроизводят чувства. У кого то это получается лучше, у кого то хуже. Прекрасной эмоциональной памятью обладают актёры, не удивительно, что они запоминают наизусть текст своих ролей.


Запоминается не только самое эмоциональное состояние, но  состояние и ситуация предшествующие ему. 
Чтобы хорошо запомнить новое слово или правило, человек должен привести себя в эмоциональное состояние или связать запоминаемое с сильной эмоцией в прошлом. Тогда информация запомнится легко.
Построить свои занятия исключительно на использовании эмоциональной памяти нельзя. Нельзя постоянно находится в эмоциональном состоянии, это вредно для нервной системы, которой необходимы кроме стрессов, периоды покоя. Включать в занятия игровые, театральные элементы можно и хорошо.  Нужно только проявлять осторожность при занятиях с детьми. Сильные эмоции противопоказаны для ещё неокрепшей детской психики.
 Ещё хорошо рассказывать с юмором различные истории про путешествия в страну изучаемого языка. Заблудились на улицах города и немедленно нашли в разговорнике, как спросить где находится отель. Сразу смогли сориентироваться в аэропорту, глядя на указатели. У вас украли деньги, кредитку и пришлось обращаться в полицию. В стрессовом состоянии немедленно запомнился десяток слов, необходимый, чтобы объяснить в полиции, что с вами произошло. Правда надежда, что ваши деньги найдутся небольшая. Как дорого в этом случае, стоили для вас, выученные новые слова.



Подведём итоги  вышесказанного:
1. Чем больше видов памяти использует  методика изучения языка, тем она лучше.
Иными словами тем она универсальнее, подходит большему количеству людей.
2. Не существует одного, лучшего метода изучения языка.
Как нет двух абсолютно одинаковых людей, так нет и абсолютно одинаковых результатов при использовании одного метода. То что одному приносит удовольствие, для другого скучно и неинтересно. Выбирайте метод с которым вы получаете наибольшие результаты. Попробуйте несколько, если сразу не можете выбрать. Не обращайте внимание, если кто-то из педагогов говорит вам, что вы неправильно учите язык.  Полагайтесь только на свои результаты.
3. Лучше использовать не один метод.
В настоящее время предлагается много различных интенсивных методик языка. Сразу отбрасывайте те, где предлагается заниматься по три-четыре часа в день. Интенсивных многочасовых занятий языком не получится, они скорее утомят уже через час и дальше дело пойдёт медленно. Это также, как и с любой физической работой. Можно за полчаса покрасить забор, а можно растянуть это на три часа. Конечно, работать быстро и производительно не просто.
 При изучении языка нужно выполнять столько различных действий, да ещё не просто, а к каждому действию должен быть подобран свой метод, что это может вызвать страх. Как же всё это возможно ежедневно делать, да ещё тратить на всё не больше часа. Очень просто. Заниматься надо интенсивно. Примерно так: пять минут на грамматику, пять минут на проговаривание правил и прослушивание своего голоса с диктофона, 10 минут на прослушивание и чтение текста, пять минут на запоминание новых слов, пять минут на упражнение, пять минут на произнесение диалога или разговор, ещё десять минут можно потратить на просмотр отрывка из кинофильма или телепередачи, чтобы послушать речь носителей языка. Итого 45 минут. Один школьный урок. А главное, будут задействованы все виды памяти, а при переключении с одного вида памяти на другой обучение совершенно не утомляет.
При прослушивании текста поможет слуховая память, при чтении эмоциональная и зрительная, при запоминании слов, проигрывании диалогов можно задействовать все виды памяти, включая и двигательную. Но в эмоциях нужно соблюдать умеренность. Особенно это важно с детьми.
Существуют курсы для продолжающих. Вместо того, чтобы научить чему-то новому, на них предлагают доучить уже пройденное на новом более высоком уровне. Грамматика и словарный запас тот же, а тексты более длинные, с более длинными предложениями, которые предлагается читать и переводить. А наиболее сложный этап в изучении английского языка, это как раз самый последний. Здесь особенно важен правильный подбор методик.

Другие статьи

Обучение английскому языку по скайпу 11.09.2011

Добро пожаловать в школу YOUR ENGLISH! В школу, где проходит обучение английскому языку по скайпу. Мы рады предложить Вам индивидуальные занятия английским языком не только с русскоязычными преподавателями, но и с носителями английского. Наша школа – это, пожалуй, лучшее решение для тех людей, которые нацелены на положительный конечный результат и которые ценят личное время и комфорт. С нашими преподавателями Вы научитесь свободно говорить по-английски в кратчайшие сроки. Для этого Вам не придется менять привычный уклад и стиль жизни.

Использование наклеек20.10.2009

Использование наклеек

Некоторые родители делают таблички для детей на которых пишут, что те должны выполнять. На зеркале в ванной комнате приклеивают стикер с надписью «чистить зубы». На кухне над раковиной - «Мыть посуду.» Такая идея приходит в голову и изучающим язык. Они расклеивают по квартире клейкие листочки с английскими словами, их переводом и примерами употребления. Принцип такой. Делается опись предметов интерьера. Переводится на английский язык. После этого на каждый предмет приклеивается стикер с соответствующей надписью. Плакатики можно наклеить и на стены, и даже на потолок. Так можно учить слова походя, совершая небольшую разминку, слоняясь по квартире, одним словом расслабившись. Разложим по полочкам весь процесс изготовления наглядных пособий и их расклеивания по квартире. Имейте в виду, что этот метод подходит для тех, кто только начинает изучать язык.

Изучаем английский с помощью Интернета19.10.2009

Изучаем английский с помощью Интернета

Знание английского языка даёт возможность получать дополнительную информацию из иностранных источников. В наше время информация имеет большую ценность. Поэтому возможность более широкого доступа к ней является одним из самых главных преимуществ знания английского языка. Непосредственно пригодиться для учебы или карьеры английский язык может не каждому. Не каждый человек, хоть раз в жизни отправляется за границу, хотя путешествующих во время отпуска людей сейчас много, и их становится всё больше и больше. Но это не единственные мотивы изучения английского языка.

Ещё раз про то, как легко запоминать английские слова19.10.2009

Ещё раз про то, как легко запоминать английские слова

Сложившееся представление о том, что изучение языка это тяжёлый и кропотливый труд нужно менять. Иначе вы только навредите себе, вы сами не осознавая того, будет сопротивляться изучению языка. Упростите обучение, используя вышеописанные подходы. Это позволит вам правильно использовать ресурсы вашего мозга.

Начните выражать свои мысли по-английски19.10.2009

Начните выражать свои мысли по-английски

На родном языке мы разговариваем не думая, слова вылетают сами. На английском же, некоторые советуют научиться думать, чтобы на нём говорить. А верно ли это? Определимся с вопросом о том, как мы мыслим. Думаем мы предложениями, словами или образами? Российскими психологами-лингвистами был проведён интересный эксперимент, который показал, что если бы мы думали словами или предложениями, то это заняло бы явно больше времени, чем это происходит на самом деле. Получилось, что мы думаем не словами, а образами, не имеющими отношения ни к какому языку. Это было доказано просто. Группе людей на несколько секунд показали изображение разных предметов и попросили письменно описать увиденное. Получилось довольно длинно. Их попросили составить более короткое описание. Затем уже сами учёные обработали записи, удалив не нужное и оставив лишь слова, непосредственно, указывающие на предметы.

Какое количество английских слов небходимо выучить?19.10.2009

Какое количество английских слов небходимо выучить?

Сколько всего слов насчитывает современный английский язык сказать трудно. Ни один источник не отвечает на этот вопрос. В одних источниках указывается цифра 500 000, в других – около 1 млн. слов. В обычном большом англо-русском и русско-английском словаре обычно содержится около 300 000 слов. В словарях, издаваемых издательством Oxford University Press (www.oed.com) представлено более 600 000 словоформ. Безусловно, эти формы включают в себя многочисленные научные и специальные термины. Для чтения обычных газет и журналов можно обойтись двумя тысячами слов, для чтения книг обычно нужно знать до 3000 слов. Какое же количество английских слов нужно выучить на начальном этапе?

Советы, начинающим изучать английский язык19.10.2009

Советы, начинающим изучать английский язык

Одни люди обладают хорошей способностью к логическому мышлению, отличной памятью, способностью сопоставлять и анализировать. Но при этом не имеют хорошего слуха и способности к имитации. Или наоборот, одни хорошо слышат и имитируют, другие не способны логически мыслить. Этим людям можно посоветовать, особое внимание уделить развитию отсутствующих у них способностей. Тем, кто плохо различает звуки, нужно больше слушать. Можно смотреть фильмы, слушать лингафонные курсы. Это хорошо и для тех и для других, но одним нужно этим заниматься больше, а другим меньше. Напротив, людям, успешно осваивающим язык на слух, хорошо имитирующим иностранную речь, будет полезно побольше читать английские книги и статьи на английском языке. Но и тем и другим, необходимо громкое чтение вслух на иностранном языке, проговаривание фраз по нескольку раз, обязательно вслух и громко.

Почему изучать английский язык не просто?19.10.2009

Почему изучать английский язык не просто?

Несмотря на то, что казалось бы, в настоящее время существует много разнообразных курсов и методик, многим так и не удаётся выучить английский язык до такого уровня, чтобы можно было общаться на английском или получить работу, там, где требуется знание английского языка. Ранее было распространенным мнение, что для изучения иностранного языка нужен особый талант или способности к изучению языка. Кроме того, люди, хорошо знающие английский язык часто успешны в жизни. Кажется, что достижение успеха и изучение языка, вещи взаимосвязанные. Тот, кто успешен в жизни, легко и язык выучит. Многие так и думают, но так ли это? Успешным людям, бывает, тоже не удаётся хорошо выучить язык. Что же на самом деле помогает нам в изучении языка. Постараемся ответить на этот вопрос.

Чего нужно избегать при изучении английского языка19.10.2009

Чего нужно избегать при изучении английского языка

Некоторым язык учить особенно не зачем, все учат и они начали. Другие очень хотят выучить, а вот результата нет. Третьи достигли довольного многого, могут и говорить, и читать по-английски, но заканчивается обучение, язык постоянно не используется и забывается. Дело в том, что язык должен, как бы войти в вас. Этому не научит ни одна методика, и не один учебник. Главное, с самого начала использовать правильный подход к изучению языка. Далее идут соображения по поводу того, каким он должен быть, этот подход. 1. Относитесь проще к изучению языка 2. Не учите английский язык лишь для того, чтобы его выучить 3. Нельзя складывать полученные знания в сундук, и потом никогда их из него не вытаскивать 4. Не изучайте язык без настроения 5. Не думайте стереотипами

Несколько слов об обозначении времени05.08.2009

Несколько слов об обозначении времени

В западной культуре принята 12-часовая система измерения времени. Время с 12 дня до 12 ночи обозначается двумя буквами р. m. (пи эм). Например: полтретьего (дня) — 3:30 p. m. — tree thirty; пятнадцать минут седьмого — 6:15 p. m. — six fifteen; без двадцати девять вечера — 8:40 p. m. — eight forty;

Буквы и звуки28.07.2009

Буквы и звуки

В алфавите у англичан 26 букв - на семь меньше, чем у нас. Что уже облегчает нам знакомство с английским. В квадратных скобках указано, как произносится каждая буква. В стандартном британском варианте языка буква R иногда не "выговаривается" совсем: car [kcu] (автомашина), star [stcu] (звезда), door [do:] (дверь).